Текущее время: 29 дек 2011, 11:53

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Метеообеспечение и чтение METAR
СообщениеДобавлено: 17 апр 2011, 22:05 
Администратор
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 18 фев 2011, 15:02
Сообщений: 144
Откуда: St.Petersburg
Господа пилоты!
Представляю вам замечательную статью нашего коллеги, имеющего непосредственное отношение к реальным полётам, Олега Воронина, в которой он подробнейшим образом рассказывает о системах метеообеспечения аэропорта и чтении METAR'ов. Итак, слово Олегу:

Господа, как вы знаете, погода является одним из ключевых факторов работы аэропортов. Поэтому ни один из них не обходиться без систем авиаметеообеспечения. В самых крупных существует отдельная метеослужба, которая обеспечивает круглосуточный бесперебойный мониторинг погодной обстановки на аэродроме и в его окрестностях.
На любой посадочной площадке есть список обязательного метеооборудования, в принципе он для всех одинаков. Отличие только в точности измерения: чем выше класс и категория аэропорта, тем выше точность оборудования. В основной перечень оборудования входят: измерители видимости, измерители высоты нижней границы облаков (ВНГО), измерители ветра (по направлению и скорости), измерители температуры и влажности воздуха, измерители атмосферного давления.

Теперь поподробнее о каждом из них:

Измерители видимости – располагаются в двух или трех точках искусственной взлетно-посадочной полоса (ИВПП), в зависимости от её длины: если она менее 2 км, то достаточно двух измерителей. Они располагаются на двух стартах и в середине ИВПП, на удалении 100-120м от осевой линии на высоте 1.5-2.5м относительно полосы. В современных категорированных аэропортах используются измерители, способные выдавать результаты замеров через каждые 15 секунд, определяя средний показатель за прошедшую минуту (так как сама видимость величина непостоянная ее положено усреднять за минуту), что заметно облегчает дальнейшую обработку этой информации. Раньше у нас в стране видимость мерили визуально: вдоль полосы располагались щиты с бело-черными квадратами на определенном расстоянии друг от друга, так что человек мог легко определить текущую видимость. В некоторых аэропортах они еще остались и их используют в качестве резерва.

Измерители ВНГО – располагаются на удалении 1 километра от торцов ИВПП, как правило, на БПРМах. Проводят измерения каждые 15 секунд, анализируя до трех слоев границ облаков. Измерители ВНГО иногда могут быть дополнены локаторами и автоматизированными радиолокационными метеорологическими комплексами (АРМК) для определения типа облачности, опасных зон на аэродроме и за ее пределами. Однако для точного определения степени покрытия неба облаками без человека пока никак не обойтись, так как облачность не всегда однородна, она может быть сплошная или рассеянная. Для этого существуют техники-метеорологи, которые постоянно ведут контроль за метеообстановкой и исправностью оборудования, определяют высоту и вид облачности, следят за осадками на аэродроме (дождь, снег, туман и т.д.), а также контролируют своевременную отправку и правильность составления внешних телеграмм METAR, SPESI, ATIS, местных телеграмм на индикаторные устройства служб УВД и остальных местных сводок.

Измерители ветра – установлены в зоне приземления, часто рядом со стартами, на удалении 180-220 метров от осевой линии на высоте 10 метров относительно ИВПП. Делают замеры каждые 15 секунд с 2 минутным осреднением скорости и направления. Для определения порыва ветра берется максимальная сила ветра за 10 минутный промежуток. Если направления ветра не устойчиво, то определяется его разброс.

Измерители температуры и влажности воздуха – располагаются на основном пункте наблюдения (ОПН). Каждую минуту измеряют температуру и влажность воздуха, высчитывая среднее значение за две минуты.

Измерители атмосферного давления - располагаются непосредственно на ОПН. Выдают осредненные значения измерений через каждую минуту с приведением давления к уровню моря QNH и порогу ИВПП QFE.

Теперь я расскажу, как эти данные преобразуются в телеграммы. На ОПНе в категорированных аэропортах установлена система КРАМС-4 (комплексная радиотехническая аэродромная метеорологическая станция). В нее поступает информация с привязкой к ИВПП от всех измерителей, за которой на экране следят техники-наблюдатели, при необходимости корректируя ее и дополняя вручную. Дополнительные данные могут поступать как от синоптиков-прогнозистов (ветер на высоте круга и 100м), так и от самих ВС, которые, согласно ФАП, обязаны докладывать неблагоприятные метеорологические явления (информация об обледенении в районе аэродрома и районах турбулентности с указанием слоя и интенсивности). Кроме того, службой УВД передается состояние ИВПП. Система КРАМС-4 обрабатывает все данные, после чего передает или предлагает передать метеосводку по достижению определённых критериев, которые предоставляются службой движения.

Изображение
Измерители ветра.

Метеосводки делятся на две группы: внешние и внутренние. Внутренние сводки считаются более важными, так как они передаются по достижению определенных штормовых критериев непосредственно или синоптических сроков, в 00 и 30 минут, в службу УВД для обеспечения безопасности полётов ВС. Такая информация может передаваться не более чем раз в минуту. Обычно в такую метеосводку входят:
- метеорологическая видимость по трем точкам (старт, середина полосы, нерабочий старт), осредненная за 1 минуту,
- видимость на ИВПП по трем точкам, осредненная за 10 минут, которая «пересчитывается» по огням полосы,
- ВНГО по рабочему курсу с количеством октантов и типом,
- информация о текущем ветре, осредненная за 2 минуты, и максимальной скоростью по рабочему курсу за 10 минут,
- давление QNH и QFE по каждому рабочему курсу (оно часто различается, так как высота торцов ИВПП разная),
- информация о температуре воздуха и точке росы,
- информация о сцеплении ИВПП.

Видимость меряется по трём точкам, так как, согласно ФАП, метеоминимум для посадки определяется следующим образом: на рабочем старте минимальная видимость должна быть не ниже минимума захода КВС, ВС, аэродрома, а видимость на середине и нерабочем старте должна соответствовать минимуму для взлета КВС, ВС, аэродрома.
Точкой росы при данном давлении называется температура, до которой должен охладиться воздух, чтобы содержащийся в нём водяной пар достиг состояния насыщения и начал конденсироваться в росу. То есть, чем меньше разница между температурой воздуха и точки россы, тем возможнее туман или сплошная облачность.

Изображение
Именно так реальные диспетчеры видят на своих мониторах погодную информацию по полосам.

К внутренним метеосводкам относится информация АТIS (Automatic Terminal Information Service), телеграммы для индикаторных устройств и прочие сводки определенные для каждого аэродрома отдельно. К внешним сводкам относятся телеграммы SPECI (SPECIal Weather Report) и METAR (METeorological Aerodrome Report). SPECI выпускается редко, так как она передается на аэродромах с часовым регламентом действия, то есть там, где METAR выпускается раз в час. Сводка METAR передается только в определенные сроки, обычно в 00 и 30 минут. В неё входит следующая информация:
- данные о текущем ветре и максимальной скоростью по рабочему курсу осредненные за 10 минут,
- минимальная метеорологическая видимость из двух точек (старт и середина полосы), осредненная за 1минуту,
- минимальная видимость на ИВПП, которую пересчитывают по огням из двух точек, с указанием номера полосы, осредненная за 10 минут,
- ВНГО по рабочему курсу с количеством облачности,
- информация о температуре воздуха и точке росы,
- давление QNH,
- информация о сцеплении ИВПП,
- группа RMK (ремарки) в которую можно включать любую информацию.

Разберем для примера этот код METAR:
UUDD 171400Z 03008MPS 9999 BKN040 00/M08 Q1027 32010095 82010095 NOSIG

UUDD - ICAO код аэропорта
171400Z - время наблюдения
03008MPS - информация о ветре
9999 - видимость
BKN040 - облачность
00/M08 - температура и точка росы
Q1027 - атмосферное давление на уровне моря
32010095 82010095 - состояние ВВП
NOSIG - Ожидаемое изменение погоды (на два часа)

Изображение

Во многих странах в конце телеграммы используется еще одна группа RMK, в которую входят кодировки, принятые в данном регионе или аэропорту. Они определённы специальными актами, например, «Инструкцией по метеообеспечению аэропорта». В нашей стране в эту группу могут входить:
- данные по сцеплению на полосе,
- давление QFE,
- OBST OBSC (искусственные препятствия закрыты облаками), в Петербурге это, например, вышки высотой более 140 метров, а в Сочи – горы вокруг аэропорта,
- QBB (инструментально измеренная высота, измеряется в метрах, и дается когда ВНГО ниже определенного значения установленного данным аэродромом).
Также перед этой группой или в ней, у каждого аэродрома свои правила, указывают: с 1 ноября по 30 апреля группу состояния полос, WS (wind shear - сдвиг ветра) указывается при докладах с ВС сдвига ветра при взлете и на прямой с указанием полосы и силы (MOD - умеренный, SEV -сильный).

Таким образом, с помощью коротких зашифрованных телеграмм, ВС всегда могут получить актуальную и полную погодную информацию, что является краеугольным камнем в вопросах безопасности полётов.

Кроме того, советую вам всегда иметь под рукой справочник по расшифровке METAR, который можно скачать здесь: http://ifolder.ru/23041701



_________________
Друг Руслана

Изображение Изображение Изображение Изображение
Не в сети
 Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
 Страница 1 из 1 [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти: